Бескорыстие проповеди Евангелия (11,1-15)
Обмен учебными материалами


Бескорыстие проповеди Евангелия (11,1-15)



Апостол, дабы не подавать повода к клевете, жил на свои средства, работая своими руками, и часто, как считали клеветники, «унижал себя» своей нищетой, бедностью. Но все это он делал, чтобы духовно возвысить братьев, показать им пример презрения мирских благ перед духовными, показать бескорыстие своего служения (11,8-10). По любви к коринфянам апостол Павел предоставил бы им принять участие в его издержках, но он отказал им в этом. Так поступил он не потому, что не желал принять от них вспоможение, но чтобы не дать повода превозноситься лжеучителям, которые лицемерно учили бескорыстно (11,11–13).

Лжеучителя – служители сатаны, и подобно тому, как сатана, маскируясь для уловления в свои сети, выдает свое участие за гуманное, свои дела – за бескорыстные, а себя выставляет святым и чистым, так и служители его выдают себя за бескорыстных учителей и апостолов. «И не удивительно, – замечает апостол, – потому что сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды» (11,14-15).

Очень важно уметь распознать таких служителей сатаны и не увлечься призраком истины, добра, призраком счастья, потому что эта призрачность ведет душу к погибели. Апостол предупреждает, что торжество служителей лжи преждевременно: «конец их будет по делам их» (11,15).

4.3. Труды и страдания ради Христа (11, 16-32)[59]

При всем своем отвращении к самопохвале, столь свойственной клеветникам, которыми неразумно увлекались коринфяне, апостол Павел вынужден противопоставлять их пустому кичению свое истинное свидетельство – то, что ему пришлось перенести за Христа. Но поскольку коринфяне увлекались внешними данными, «по плоти», то апостолу пришлось отметить и эту сторону: как и «высшие апостолы» он тоже Израильтянин, имеет все обетования Авраамовых потомков, но сверх того он – служитель Христов (11,16-23). Истинность его апостольства доказывают его необычайные подвиги и страдания: он безмерно был в ранах, многократно в темницах[60] и при смерти; иудеи пять раз били его по 39 ударов;[61] три раза били его палками, однажды в Листре побивали камнями; три раза терпел он кораблекрушение, бесчисленно подвергался всяким другим опасностям, как от своих единоплеменников, так и от язычников, от разбойников и от лжебратий. Кроме того, часто терпел жажду и голод, наготу и стужу. Вряд ли кто из смертных вынес больше страданий, чем вынес святой апостол Павел за возлюбившего его и возлюбленного им Христа. Никакой лжеучитель не поднимет таких трудов. Ко всему тому апостол имел попечение «о всех церквах», у него «ежедневно стечение народа» (11,28). Он разделял нужду и скорбь каждого, он изнемогал со всяким, кто изнемогал. «Как бы заключал в себе целую вселенскую Церковь, соболезновал апостол Павел о каждом члене ее», – говорит Иоанн Златоуст. Вот это и есть истинный признак апостольства святого Павла.



4.4. О восхищении апостола «до третьего неба» (12,1-21)

После напоминания о стольких тяготах по плоти ради Христа, теперь апостол Павел припоминает и о том необыкновенном откровении, которое получил он от Бога – восхищении «до третьего неба». Апостол уточняя, что оно произошло «14 лет тому назад», как бы хочет сказать, что не похвалился бы этим и теперь, если бы не нужда – защита авторитета апостольства, а значит самого предмета проповеди.

«В теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает» – говорит апостол о своем состоянии в момент видения. Не знаем и мы, в теле или вне тела, т.е. одной душой был апостол восхищен в рай, – и что видел в раю, то известно одному апостолу.[62] Выражение «до третьего неба» блаженный Феофилакт объясняет так: Писание называет воздух небом, когда говорит: птицы небесные, – это одно небо; твердь, сотворенную Словом Божиим, тоже называет «небом» – вот второе небо. Знает оно и третье небо, сотворенное «вначале», до творения земли. Это «третье небо» – мир духовный, который и был доступен святому Павлу в видении.

Апостол не хочет хвалиться чрезвычайным откровением как своим, а приписывает его как бы другому, ибо оно от Бога. Ему же принадлежат одни только немощи, которыми он и хвалится (12,5). «Немощи» для апостола были «жало в плоть, ангел сатаны», удручавший его, чтобы он не превозносился (12,7). По мнению наших толковников, здесь нужно понимать не определенную болезнь, не отдельного человека, а совокупность внешних бедствий, воздвигаемых на апостола врагами Евангелия,[63] о чем ясно говорит стих 10: «Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа».

Апостол говорил, что трижды молил Господа, чтобы Он удалил это «жало в плоть», т.е. облегчил его скорбный путь, избавил от искушений (12,8). Но ответ Господа был таков: «Дольно тебе благодати Моей, ибо сила Моя в немощи совершается» (12,9), т.е. довольно той благодати, что ты воскрешаешь мертвых, исцеляешь слепых, очищаешь прокаженных; большего не домогайся. Не надо печалиться о прискорбности пути благочестия, ибо это угодно Богу для явления Его силы и для оправдания призвания христианина.[64]

«Когда я немощен, тогда силен» (12,10), ибо тогда наипаче действует благодать Божия. Действительно, когда апостол Павел был ввержен в темницу, тогда сотворил чудеса; когда терпел кораблекрушение, тогда особенно прославился; когда взошел на судилище, тогда победил самого судью. Поистине, по мере умножения страданий, умножается и благодать Христова (1,5).

Итак, признаки апостольства святой Павел показывает во «всяком терпении, знамениях, чудесах и силах» (12,12), т.е. во всем том, что присуще было и всем прочим апостолам. Он не отягощал коринфян, потому что пришел не брать, а давать, как отец собирает имение для своих детей (12,14). Апостол не только не берет ничего с братьев, но истощает душу свою за них, чем и доказывает свою безмерную любовь к ним и истинность своего апостольства (12,15).

Заключение (13-я глава)

В заключение апостол Павел напоминает коринфянам о своем намерении прийти к ним в третий раз, чтобы испытать силу их: «когда опять приду, не пощажу» (13,2). Эти прибытия и послания к ним с предупреждением о наказании и есть свидетели против них (13,1). И вместо того, чтобы испытывать апостола – Христос ли в нем, апостол советует им самих себя испытывать: в вере ли вы» (13,5). И если в вере, то и Христос в них живет, – тем более живет в апостоле Павле. Действительно, неверующие подозревают в неверии даже святых, как и некоторые из коринфян подозревали апостола Павла.

Заключает Послание апостол призывом к благодушию в скорбях, к взаимному согласию, единомыслию, к непрестанному совершенст-вованию, преподает приветствие и апостольское благословение.


Вопросы для повторения Второго послания к Коринфянам

I

1. При каких обстоятельствах было написано 2-е Послание к Коринфянам?

2. Где и когда написано послание? Какова его цель?

3. На какие части подразделяется послание?

II

1. Как говорит апостол Павел о скорбях и утешениях от Господа? (1,4-11)

2. Чем объясняется перемена плана и путешествия? (1,12-2, 4)

3. Как распорядился апостол относительно кровосмесника и почему?

(2,5-13)

4. Какими словами выразил апостол Павел восторг о

действенности новозаветного Откровения? (2,14-16)

5. От Кого зависит способность проповедников? (3,4-6)

6. Как доказывается превосходство новозаветного служения? (3,3-11)

7. Как изображено достоинство ветхозаветного служения? (3,7-8)

8. Что означает покрывало на лице Моисея и Кем оно снимается? (3,13-17)

9. Для кого закрыто благовествование о Христе? (4,4)

III

1. Как говорит апостол Павел о внешнем уничижении христиан?

Каков смысл этого уничижения? (4,7-10)

2. В чем состоит упование христианской веры? (4,17-5,1)

3. О чем воздыхает апостол? (5,2-9)

4. Каким образом побуждает апостол к любви к Богу? (5,13-15)

5. Что говорит апостол о примирении? (5,16-21)

6. Как называет апостол настоящее время и почему? (6,2)

7. О каких видах скорбей говорит апостол? (6,4-7)

8. Каков результат скорбей христиан? (6,7-10)

9. В каких отношениях сравнивает апостол верующего и неверующего?

(6, 14-7,1)

IV

1. О чем воспоминает апостол в 7-й главе?

2. К чему ведет печаль мирская и печаль по Богу? (7,8-11)

3. Каким примером побуждает апостол Павел коринфян к делам милосердия? (8,1-9)

4. Как определяется количество милостыни? (8,12-13)

5. Какова причина посольства Тита и двух братии? (8,16-9,5)

6. С чем сравнивает апостол даяние милостыни? (9,6)

7. В чем состоит духовное значение милостыни? (9,12-14)


V

1. Против кого направлены стихи 10-й главы: (10,1-3,7-11)?

2. Как апостол Павел говорит о своем духовном оружии? (10,4-6)

3. На что ссылается апостол в подтверждение своего апостольства?

(10,14-16)

4. О чем ревновал апостол Павел? (11,2)

5. В каком образе апостол представляет Церковь? (11,2-3)

6. В чем еще обвиняли клеветники апостола Павла

и что они проповедывали? (11,4-6)

7. Как могли лжеучителя использовать бескорыстие апостола

против него самого? (11,7-11)

8. Почему же так бескорыстно поступал апостол? (11,12-15)

9. Как говорит апостол о лукавстве сатаны и его служителей? (11,14-15)

VI

1. Какими достоинствами «по плоти» хвалится апостол Павел и почему?

(11,22)

2. На что ссылается апостол Павел в доказательство истинности служения

Христу? (11,23)

3. Какие злоключения перенес апостол Павел за дело благовестия Христова? (11,24-32)

4. Чем еще подтверждает апостол Павел свое апостольство? (12,1-2)

5. Зачем апостол Павел указывает дату происшедшего откровения и почему говорит о себе от третьего лица? (12,2-6)

6. Что значит восхищение до «третьего неба».

7. Чем смирял Господь апостола Павла? (12,7)

8. Что означает это «жало в плоть?» (12,7-10)

9. Каков был ответ Господа на молитву апостола Павла об избавлении от скорбей? (12,9)

10. В чем еще могли обвинять апостола клеветники? (12,16)

11. В чем состояла предусмотрительность апостола Павла? (12,17-18)

12. Как апостол Павел доказывает, что с ним действительно Христос?

(13,3-9)

13. Каким благопожеланием заканчивается Послание? (13,11-13)


Последнее изменение этой страницы: 2018-09-12;


weddingpedia.ru 2018 год. Все права принадлежат их авторам! Главная